В Беларуси в понедельник, 1 марта 2021 года, вступил в силу обновленный Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В частности, предусмотрено ужесточение наказаний за участие в несанкционированных акциях, оскорбление должностных лиц и неповиновение милиции, а также вводится ответственность за использование запрещенной символики и участие детей в митингах.
Так, максимальный размер штрафа за участие в несанкционированном массовом мероприятии увеличен с 30 до 100 базовых величин (с 870 до 2900 белорусских рублей), а при повторном привлечении – с 50 до 200 базовых величин (с 1450 до 5800 рублей). Максимальный срок административного ареста за повторное участие в несанкционированных акциях в течение года теперь составляет от 15 до 30 суток (раньше было 25 суток).
Кроме того, из КоАП исключено положение, согласно которому при участии в незаконной акции можно было получить предупреждение, и введен новый вид административного взыскания – общественные работы.
Ужесточено также наказание за неповиновение сотруднику милиции: за отказ проехать в РУВД для дачи пояснений или установления личности максимальный штраф увеличен с 50 до 100 базовых величин. Штраф за оскорбление должностного лица увеличен с 20 до 30 базовых величин, а максимальный штраф по этой статье теперь равен 200 базовым единицам вместо 50 (для юрлица в случае оскорбления в публичном выступлении, СМИ, интернете).
Изменения также предусматривают штраф за использование, изготовление и распространение” запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов” в размере от 5 до 20 базовых величин (от 145 до 580 рублей), для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – до 40 и 60 базовых величин соответственно.
— Жителям нашей страны предоставлена возможность выражать свое мнение и гражданскую позицию различными законными способами. Как это сделать, не нарушая закон?
— Порядок проведения массовых мероприятий установлен законом. Поэтому не следует идти на поводу у людей, которые позиционируют себя разоблачителями власти и пренебрегают этическими и правовыми нормами. Любое несоблюдение требований закона о массовых мероприятиях влечет ответственность – административную либо уголовную.
— Некоторые из привлеченных к ответственности откровенно возмущаются: «Ничего не делал, только стоял среди других…»
— Это расценивается законом, как участие в несанкционированном мероприятии. Поэтому гражданам, не желающим участвовать в несанкционированных мероприятиях, следует быть бдительными, дабы не стать соучастниками правонарушений. За нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования наступает ответственность по ч.1 ст. 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа или ареста. Более строгое наказание получит гражданин, если он участвовал в такой акции за вознаграждение. По ч. 4 ст. 23.34 КоАП ему грозит штраф до 50 базовых величин или административный арест.
— А что будет, если участник «мирной акции» не подчинился законным требованиям должностных лиц?
— Тогда его действия или бездействие, к примеру, невыполнение требования разойтись, образуют еще один состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 23.4 КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий). Зачастую организаторы массовых беспорядков используют пассивных наблюдателей в качестве своеобразного инструмента достижения своих целей, учитывая психологию толпы и направляя ее стихийное поведение в необходимое им русло. Между тем за совершение преступлений против государства, порядка управления и общественной безопасности Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает строгие меры ответственности.
— ЗА УЧАСТИЕ В НЕЗАКОННОЙ ЗАБАСТОВКЕ – ВЫГОВОР ИЛИ УВОЛЬНЕНИЕ?
— Тут надо знать, что забастовка — это временный добровольный отказ работников от работы полностью или частично в целях разрешения коллективного трудового спора. Для признания забастовки законной должен быть соблюден порядок её проведения, который урегулирован статьёй 388 Трудового кодекса Республики Беларусь. Установлены ограничения реализации права на забастовку.
В соответствии со ст. 84 Конституции Республики Беларусь и ст. 393 Трудового кодекса Республики Беларусь право отложить проведение забастовки или приостановить ее на срок до трех месяцев предоставлено Президенту Республики Беларусь. Запрещается принуждение к участию в забастовке (ст. 391 ТК), оказание материальной помощи участникам забастовки за счет средств политических партий, движений, иных общественных объединений, преследующих политические цели, иностранных юридических и физических лиц (ч. 4 ст. 388 ТК).
В случае если решение о проведении забастовки принято с нарушением требований законодательства, её проведение создаёт угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц наниматель или прокурор вправе обратиться в областной или Минский городской суд с заявлением о признании незаконными забастовки или решения о её проведении.
Участникам забастовок не сохраняется зарплата, а период участия в ней не включается в стаж, дающий право на отпуск (ч. 1 ст. 396 ТК). В таких случаях работникам, отказавшимся в письменной форме от участия в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности исполнять свои трудовые обязанности, зарплата за все время забастовки выплачивается в размерах не ниже установленных законодательством за простой не по вине работника (ч. 2 ст. 396 ТК). Кроме этого, предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде замечания, выговора, лишения стимулирующих выплат и увольнение.
Лица, создающие препятствия для исполнения трудовых обязанностей работникам, не участвующим в забастовке, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности