Государственный и общественный статус педагогического работника определяет, что педагогический работник является образцом профессионализма и безупречной репутации. Все участники образовательного процесса обязаны уважать честь и достоинство педагогических работников.
В своей деятельности педагогические работники должны руководствоваться следующими правилами:
Профессиональный стандарт «Педагогическая деятельность в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования», утвержден Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2023 № 56
Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих, занятых в образовании», утвержден Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69
Методические материалы для преподавателей – это материалы, содержащие указания, разъяснения, выполнение которых преподавателем должно способствовать наиболее эффективному освоению учебной программы обучающимися.
Цель оказать методическую помощь преподавателю, а не обучающемуся, здесь представляются материалы по методике преподавания учебного предмета (его раздела, части) или по методике воспитания, в которых раскрываются актуальные общеметодические проблемы и вопросы конкретной методики преподавания учебных предметов, предлагаются порядок, последовательность и технология работы по подготовке к учебным занятиям, описываются цели, задачи, методы и приемы обучения, даются советы по организации учебного процесса, по адаптации учебного материала к уровню подготовленности обучающихся.
Методические материалы для преподавателей подразделяются на методические пособия, методические рекомендации и методические разработки.
Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке.
В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.
В качестве приложений методические рекомендации могут включать методические разработки уроков, внеурочных занятий.
Требования, предъявляемые к методической разработке
Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления образовательного процесса.
Ориентировать организацию образовательного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторно-практических работ, карточки, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Должны быть соблюдены требования к оформлению, в т.ч. к электронной версии МР
Структура методической разработки:
титульник; аннотация; содержание; введение; основная часть; заключение; список источников; приложения
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему решил подготовить (разработать) пособие, объясняется, какие проблемы, затруднения поможет разрешить данное пособие. Характеризуются условия и обстоятельства создания данного пособия; причины создания данного пособия, указывается адресат, которому предназначено издание.
Основная часть не называется, она разбивается на параграфы и пункты (простой и сложный план). Содержание основной части должно ответить на вопросы: что предлагает автор? Зачем он предлагает делать именно так? Как нужно делать, чтобы получить гарантированный автором результат?
В заключение (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки. Делается вывод, итог по работе, представляются результаты, обозначается, в каком направлении предполагается работать дальше.
Приложения (конкретные практические наработки автора).
Каждое приложение оформляется с новой страницы, номер пишется в правом верхнем углу листа, по центру – название приложения. Ссылки на приложения в тексте обязательны. При большом объеме работы целесообразно вначале дать оглавление (содержание).
Общие требования к оформлению методической разработки:
Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
Объем основного содержания не менее половины всей рукописи.
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны. Ссылки на использованные источники в тексте следует давать в квадратных скобках. Количество и объем разделов не лимитируется.
1.Формальные характеристики: преподаваемые учебные предметы; группы, в которых работает педагог; категория; педагогический стаж.
личностно-профессиональные достижения (повышение категории, участие в инновационной деятельности, методических декадах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях, создание авторских дидактических систем, обобщение (самообобщение) опыта работы, прохождение курсового повышения квалификации, публикации из опыта работы, развитие личностно-профессиональных компетенций и др.);
достижения учащихся (итоги успеваемости, результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уровень личностного развития, сформированность мотивации достижения успеха и др.).
На основании индивидуальной программы определяется тема самообразования на конкретный период времени, разрабатывается план действий. Основные задачи «обрастают» конкретным содержанием, также механизмами, методами и средствами их реализации.
Деятельность педагогического работника системы профессионального образования предполагает большое количество коммуникативных контактов – и не только cобучающиеся, но и с родителями, коллегами, руководителями, контролирующими органами, представителями базовых предприятий
Большое количество контактов, в которые вступает ежедневно человек, требует от него выполнения определенных правил, позволяющих бесконфликтно общаться, сохраняя свое личное достоинство и достоинство другого человека. В ходе образовательного процесса не всегда придается особое значение общению. Методическая сторона педагогом оценивается как более важная, чем коммуникативная. Но ведь важны не знания сами по себе, а влияние преподавателя посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности обучающегося. Результативность при этом возможна лишь тогда, когда налажен контакт с тем, кому хочешь эти знания передать.
Изменилась и роль педагога в современных условиях жизни: от транслятора знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого ученика. Юношеский возраст характеризуется потребностью в понимании со стороны взрослого и принятии. Педагогическое общение невозможно без отношения. Учащиеся очень чувствуют отношение к себе. Самая грубая обида это явное невнимание к человеку, который что-то тебе говорит, и простить эту обиду всего труднее. Верх невоспитанности – во время разговора «вперять взоры» в окно или в угол, играть с собакой или крутить что-либо в руках. Отсюда непреложное правило: “Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза!».
Очень важен тон разговора. По нему мы можем судить о настроении и даже о характере человека. Ни работа, ни общественное положение, ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают права быть невежливыми с окружающими. При всем своем желании и умении скрыть свои эмоции и чувства по отношению к ученикам учитель не в состоянии это сделать. Ведь существует много показателей отношения:
с помощью речи интонации, паузы, логическое ударение, повышение/понижение голоса, тембра голоса одно выражение может иметь различную окраску отношений
невербальные средства: мимика, жесты, внешне совершенно непроизвольно дают ученикам информацию об отношению к себе. Поэтому, важное условие педагогического общения доброжелательное отношение к ученикам, принятие их такими, какие они есть…
Коммуникативные барьеры или барьеры общения – это чисто психологический феномен, проявляющийся в ходе общения, когда возникает чувство неприязни, недоверия к источнику информации и самой информации. Достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. Когда «слушание» не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создает у говорящего ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся коммуникативные барьеры.
Слушая чужую речь мы понимаем её на 70% . Самое трудное сказать так, чтобы тебя поняли, так как ты сам понимаешь. Ведь слушатель вкладывает свой смысл, свое содержание в принимаемую информацию. Деловую речь воспринимать трудно, темпераментную – легко. Наша речь характеризует нашу личность. Личность выражается вся целиком в интонации. Когда мы говорим, мы себя оголяем. Некоторые недостатки нашей речи могут составлять её самобытность, но на начальном этапе общения это может вызывать коммуникативные барьеры.
Так что же нужно делать, чтобы не допустить возникновения барьеров в общении?
Изначально должна произойти преднастройка человека на общение.
(вспомните хотя бы 1-2 положительных качества человека, или его хороших поступков или решений)
На начальном этапе общения необходимо принятие определенного
выражения лица, позы, выбора начальных слов, тона высказывания, движений и жестов, привлекающих партнера действий. Невербальные компоненты общения очень значимы в первые минуты знакомства. По одежке встречают эта «одежка» не только костюм, но и поза, взгляд, улыбка. Еще не произнесено не единого слова, а первая оценка собеседника уже получена. Изменить её в последствие, бывает трудно. Американские исследователи считают, что важны первые 2-4 минуты встречи. Именно в этот начальный момент общения необходимо показать заинтересованность в предстоящей беседе, готовность к конструктивному сотрудничеству, открытость для новых идей и предложений.
Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. В процессе общения контролировать его ход и результаты, оставив у партнера благоприятное впечатление о себе, и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло стремление продолжить общение. Для этого можно применить:
Все эти приемы, как правило, сопровождается положительными эмоциями собеседника. Узкая педагогическая направленность мешает воспитанию обучающегося как субъекта учебной деятельности, как личности в целом, а у педагога происходит абсолютизация ролевых позиций, отношений, деловых качеств, может возникнуть узость восприятия педагогических ситуаций,
стереотипы мышления, нежелание отражать свои личностные качества, рефлектировать способы своего поведения. Подобная профессиональная деформация педагогам, как правило, не осознается. В педагогическом общении могут возникнуть не только барьеры, но и конфликты, если педагог будет высказывать такие сообщения как:
Ни одно из сообщений не несет в себе информации о взрослом. Взрослый не объясняет, чем конкретно он недоволен, какие чувства у него вызывают те или иные действия учащегося. Не давайте общих оценок человеку. Оценивайте конкретный поступок
Многообразие коммуникативных барьеров свидетельствует, что практически каждый человек в тех или иных ситуациях делового общения испытывает серьезные трудности. Универсальных рецептов преодоления коммуникативных барьеров не существует. Самое важное – принять наличие коммуникативных трудностей и не бояться проявлять творчество, гибкость, индивидуальное своеобразие, при решении сложившейся ситуации. Развивайте в себе необходимые для педагога коммуникативные качества – мягкость, пластичность, деликатность в общении с обучающимися, любезность, приветливость, общительность, умение налаживать духовно общение.
Любое общение с другим человеком – это воспитание. Мы отдаем другому человеку энергию и заботу и должны требовать от него того же. Мало быть альтруистом и проявлять жертвенность, мы должны воспитывать это и в других. Когда вы просто ждете, что у человека проснется совесть, вы этим отказываетесь от воспитания, от отдачи энергии, а значит и от любви. А воспитание – это в первую очередь любовь, а потом поощрение и наказание, поддержка и ограничение.
Ничего не кажется человеку страшнее, чем отвержение, жестокость и отсутствие любви. Проявляйте любовь и понимание!
Желаю слышать и молвить святым даром слова
Да будет так!
Классификация коммуникативных барьеров
Группа барьеров | Виды барьеров | |
1 | Барьеры непонимания | Семантические (слова, жесты, рисунки, мимика) Языковые (жаргон, профессиональные термины) Фонетические (дефекты речи) Стилистические (Э-э-э, это самое, так сказать) Логические (несовпадение умозаключений) Барьеры коммуникативных перегрузок (большой объем информации) |
2 | Личностные барьеры
(психологическая несовместимость) |
Барьеры индивидуальных различий Идеологические Негативный прошлый опыт Барьеры предвзятости |
3 | Личностные барьеры
(негативные установки) |
Барьеры отрицательных установок Барьеры ожидания непонимания Барьеры возраста Барьеры недостаточного понимания важности общения |
4 | Культурные барьеры | Национальные Религиозные Этические Эстетические |
5 | Организационные барьеры | Барьеры излишней централизации Барьеры излишней дифференциации Барьеры неопределенности обязанностей и прав Барьеры нежелания делиться информацией |
6 | Социальные барьеры | Когнитивные Статусные Профессиональные Барьеры образования |
7 | Физические барьеры | Пространственные (удобство помещения) Временные (дефицит времени) Технические (исправность технических средств) |
большие паузы между словами, небрежность артикуляции, замедленность темпа, проглатывание окончаний, гнусавость, очень быстрая речь, дзеканье (вместо д-з), шепелявость, оканье, аканье; слова-паразиты – вообще, блин, можно сказать …
6.Социальные барьеры
Только принимая подростка целиком, доверяя его становлению можно дать ему возможность стать тем, кем ему назначено стать. Совет Дейла Карнеги «Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу! И люди будут хранить в памяти ваши слова, дорожить ими и повторять их через много лет после того, как Вы уже забудете!»
Вы можете стать волшебниками – научить специальности и сделать их успешными хотя бы в одной области. Развить чувство принадлежности и этим обеспечить хорошее поведение